Disclaimer: EverQuest2, как любая большая MMORPG - игра очень разнообразная. Каждый найдет в ней что-то свое :-) Говорить, что та или иная манера игры лучше всех прочих - неуместно; это все равно, что спорить о превосходстве одного темперамента над другим. Красота и нашего мира, и Норрата - в многообразии :-) Поэтому все, что я хочу - рассказать об одном, конкретном стиле, и о том, как он меняет игровой процесс и восприятие мира EQ2. Итак, БО - боевой опыт, получаемый за убийство монстров. Именно за счет него в абсолютном большинстве MMORPG набираются уровни. Механика EverQuest2, однако, позволяет БО отключить, а баланс построен таким образом, что других источников опыта хватает для нормального и комфортного роста персонажа. Немного об истории вопроса. Отключение БО существовало в игре изначально. К примеру, вот ссылка на форумы Allakhazam, пост датирован 22 ноября 2004 года (игра была запущена 8 ноября). Цитата: I thought I'd post this for those that don't know and might want to. Combat XP can be disabled by right clicking on the xp bar and selecting (drum roll please)disable combat xp. Note: This does not disable quest xp, only xp gained from killing things. Reasons you might want to disable xp: 1) Quests that you can no longer access if you level to high, example: Betrayal Quest 2) You want to be able to get chests from mobs before they turn grey and no longer drop them, example: The Sand Shard quest on IoR. 3) You want to let some friends catch up to you, but you still want to kill things for loot and titles. 4) You're masecistic(I do not know how to spell) and want to level only through quests. (Admirable, but insane) Reasons submited by others: 5) You want to max weapon skills. (courtesy of Prometeus Vaer) 6) Farming for tradeskills and wholesaler quests where you don't want your adventuring level to go higher than your artisan level. (courtesy of Baron von Devilwind) В сообщении описана сама фича, а также приводятся причины отключения БО, по которым можно понять оригинальный замысел SOE (перевод вольный): 1) определенные квесты становятся недоступны с ростом уровня, включая важные, например "Предательство" 2) квестовые предметы (и вообще предметы) не падают с серых мобов, т.о. задания невозможно выполнить 3) можно отключить БО, чтобы посидеть на одном уровне и дождаться отставших друзей. Ментор-система была внедрена в игру позже 4) можно левелиться только на квестах, хотя (по мнению автора) это мазохизм 5) можно отключить БО, чтобы прокачать до максимума оружейные скиллы (и вообще любые скиллы, которые растут от использования) 6) ... или чтобы приключенческий уровень не сильно обгонял крафтерский. Все это было написано в ноябре 2004, напомню. Тогда игра была совершенно другой. Каким образом менялся баланс? это легко проследить, изучая описания апдейтов и патчей, к примеру, на TenTonHammer. Уже в первых нескольких LU: - добавилась куча квестов - игра стала более дружелюбной к соло-игрокам и маленьким группам - награда в XP и деньгах за квесты стала больше - появился ментор, т.о. игроки более высоких уровней могли спокойно бегать с малышами. В дальнейшем: - исчезло уровневое ограничение на ключевые квесты (как и большинство ключевых квестов, впрочем) - исчезло пенальти на награду в ОС для наследий/предписаний, если они делаются на более высоком уровне - квестовые предметы стали падать с серых мобов - появилась система ОД - отдельная линейка опыта за тщательное изучение игры: квесты, именные монстры, открытие территорий и предметов. - новая, упрощенная система крафта и ремесленные предписания сделали прокачку крафта намного более легкой. Резюме: - практически все причины отключать БО, изначально заложенные в игре, исчезли. - с другой стороны, набор уровней без БО перестал быть мазохизмом. Напротив, была встроена система поощрения такой игры: очки достижений. Игра постоянно становилась дружелюбней к соло-игрокам, в одиночку изучающим мир. Смысл игры с отключенным БО на ПвЕ Вкратце, есть два основных мотива для отключения БО - изучение мира игры, и желание быть состоявшимся, хорошим игроком на любом этапе. 1) Великолепно проработанная вселенная - одно из самых больших достоинств EQ2. Мир с длинной и богатой событиями историей, мифологией, с пестрым пантеоном богов, множеством рас, героев и легенд... и что еще лучше, все это не является просто фоном! Каждая деталь и мелочь в игре является частью общей картины, каждый персонаж, монстр, NPC или локация занимает в ней свое место. Для человека, неравнодушного к детально прописанным фэнтезийным мирам EQ2 - рай. Стоит добавить, что все тексты в игре (и оригинальные, и переводные) написаны прекрасным, живым языком. Возьмем любое место в игре... к примеру, Зек - сколько всего открыто внимательному игроку: книжки с историей орочьих войн и мемуарами генералов; три больших племени - Таллон, Валлон и Суллон, у каждого - своя территория, свой интерес и свои герои (поминальные камни разбросаны по всему Зеку); маленький форт Заморской Торговой Компании и их сложные отношения с Зелеными Плащами; лесопилки и шахты с кровавой рудой... в одной из таких шахт можно заниматься клифф-джампингом ;-) а еще - чокнутый полурослик с его проектами открыть на Зеке курорт и парк развлечений :-) и тролль-кулинар (привет Горге!) с его, как всегда у троллей, оригинальной кухней ) и бухта с очень скользким дном, обломками кораблей и хищными водорослями... а в конце - огромная и страшная Цитадель с легендарной кузницей, где можно выковать "штурмовой сет из кровавого железа", темный с гранатовым отливом - мечта любого танка-стиляги ;-) Каждый континент в Эверквесте - не просто "локация с мобами". Это маленький мир со своей историей, законами, внутренней логикой. Мобов нет - есть обитатели, каждый из которых играет свою роль... разбираться во всем этом - огромное, ни с чем несравнимое удовольствие. :-) К сожалению, играя с БО, невозможно увидеть и десятой доли этого великолепия. Игра бесцеремонно, пинками по мягкому месту, выталкивает игрока в следующую зону... задолго до того, как он раскроет все секреты и услышит все истории. Спасением становится отключенный БО. Текущий баланс позволяет на квестах одного континента + его подземелий получить 10 уровней и спокойно двигаться дальше. Пришла в голову такая аналогия. Можно ехать на поезде, смотря в окошко. Какие-то пейзажи проплывают за окном, вроде симпатичные... А можно выйти на глухом полустанке, пойти через лес к тому озеру, разбить палатку и немножко *пожить* в этом месте. Каждое утро умываться ледяной водой, бродить с рюкзаком по окрестностям, ловить рыбу и печь ее на костре, тихими вечерами смотреть, как солнце закатывается за лес... И тогда пейзаж из "вида за окном" превратится в родное место, с которым связаны воспоминания, которому оставлен кусочек души. Так и здесь... если быстро прыгать из локации в локацию, они не задержатся в памяти. И совершенно другие чувства испытываешь, просто пробегая по местам, где знаком каждый кустик. :-) 2) Почему отключение боевого опыта намного популярнее на ПвП-сервере? Суровые условия свободного ПвП предъявляют очень серьезные требования к одежде, скиллам и умению играть. Любой укромный уголок может через секунду стать полем жестокого боя... в котором есть только два исхода - убить или быть убитым. Тепличные условия ПвЕ-сервера позволяют играть намного более расслабленно. Конечно, чем хуже одет игрок, чем слабее его заклинания и удары, тем меньше контента он сможет охватить. Но для прокачки от 1 до 70 уровня достаточно любого, самого плохонького шмота - Эвер крайне демократичен... Но не всем по вкусу такая игра "вполсилы". Боевые возможности персонажа в эпической, легендарной или (на более низких уровнях) мастеркрафт-броне, с Ад3/М1 скиллами и пониманием того, как играть своим классом, какую роль он выполняет в группе - в разы (если не на порядок) выше. Не стоит забывать и про ОД - напомню, что очки достижений даются только за квесты и изучение мира. Индивидуально, с умом подобранные ветки скиллов сделают персонажа еще сильнее. Приятно играть с осознанием того, что ты - отличный представитель своей профессии, что тебе будут рады и в группе, и в рейде, а в соло ты можешь многое из того, на что потребуется группа более слабеньких персонажей того же уровня. Как это связано с отключением БО? Все дело в скорости роста. Стремительно набирая уровни, игрок не успевает подобрать хорошие вещи, или моментально вырастает из них. То же со скиллами - смысл зарабатывать на М1 или добывать редкие ресурсы для Ад3, если через несколько дней подоспеет следующий скилл в той же ветке? ОД, если акцентироваться на "каче", капают до неприличия медленно - еще один минус. Что же до личного мастерства - слишком часто получая новые умения, не всегда успеваешь разобраться, что они делают - о том же, чтобы научиться их правильно и по месту использовать, речи не идет. Игра без БО vs. гонка за левел-капом Популярное мнение: игра начинается на 70 уровне. Нисколько не отрицая интересности призматиков и эпических инстансов/рейдов, хочу спросить сторонников этой точки зрения - вы действительно думаете, что кроме этого, в игре ничего хорошего нет? и что нужно с пренебрежением смотреть на 90% контента только потому, что он более низкого уровня? или что локации 60-го уровня ровно в два раза интереснее локаций 30-го? больше скиллов, круче шмот - все это тоже автоматически делает игру увлекательней? Все зависит от человека и его взгляда на игру. Если на первом месте - преодоление максимальных игровых сложностей - да, финальные х4 рейды вне конкуренции. Если же его цепляет вселенная, если хочется понять этот мир и прожить в нем жизнь - гонка за уровнями похоронит все самое ценное. Подумайте - вам действительно совсем не нравится Норрат? :-) Есть хорошая старая сказка про короля, который имел все, и был несчастлив. Когда ему посоветовали надеть рубашку счастливого человека, он изъездил всю страну, встречался со многими богатыми людьми и мудрецами, но каждый из них был в чем-то несчастен. Пока наконец не столкнулся он с бедняком, который пахал землю и был полностью доволен своей участью... только - упс! - рубашки у него не оказалось Одним словом, интересная игра в EverQuest2 начинается не с 70, а с 1 уровня. :-) Еще есть такая точка зрения: "на 70-м я всегда смогу вернуться и походить в серых локациях, почитать и поделать серые квесты". Да, механика это позволяет - но все это по-прежнему остается взглядом "из окна поезда". Нет никакого практического смысла в выполнении заданий, награда за них смешна и нелепа, монстры не опаснее мух... Можно бегать в менторе - но знание, что в любую секунду можно из него выйти и одним чихом раскидать врагов, сводит игровой интерес к нулю. Что ни делай - эта локация уже неактуальна, и впечатления не произведет. Все-равно это будет не Зеком, окровавленной землей, населенной жестокими орками, а "нубозоной". Минусы игры без БО На самом деле, минусы логически вытекают из плюсов. Если есть слишком много конфет и пирожных, потеряешь зубы. Главная опасность, подстерегающая игрока без БО, - "пересидеть", застояться на одном месте, потеряв интерес. Проделать весь путь, от 1 до 70, только на квестах - на это способны далеко не все. И в этом нет ничего зазорного. Важно правильно оценить свои силы, честно сказать - готов(а) ли я провести в этой игре год или больше? Действительно ли меня так сильно увлекают эти низкоуровневые зоны, эти истории, хочется ли мне понять этот мир до конца? БО можно выключать и включать в любой момент, не забывайте. Многие увлекаются альтами. Да, это здорово - так хочется посмотреть на работу разных классов, опробовать их в деле... изучить все стартовые локации и т.д. Самое главное - это не остаться в стартовых локациях навсегда. Проходить Антонику по 2му разу - приятно, по третьему и далее - уже не очень. В результате опять-таки есть шанс потерять интерес и желание играть совсем. Еще одна проблема ждет игроков без БО на старших уровнях. Доходят сюда, не растеряв интерес к созерцательному и медленному стилю игры, немногие. А потребность в группе чем дальше, тем больше. Приходится вливаться в стройные ряды качков... или переключаться на более низкоуровневых альтов. Или - активно заниматься поиском единомышлеников ;-) Стиль игры, прекрасно подходящий одним, совершенно не устроит других. Нужен определенный склад характера - внимательность, некоторая созерцательность... Отключенный БО отлично подойдет ролеплеерам, в т.ч. латентным ;-) и романтикам; и совершенно не устроит торопыг и "качков". Очень желательно любить не только групповую игру, но и соло - т.к. именно во время одиноких прогулок замечаешь многое из того, что теряется в суете пати. Не раз читал на форумах - "чего интересного в этих квестах, пойди убей десять мобов". Отключенный боевой опыт не для них. :-) А главное - нужен искренний интерес к Эверквесту и его вселенной. Только тогда станут понятны преимущества игры без БО.
Источник: http://www.norrath.ru |